Доступная среда
УЧИМСЯ ЖИТЬ ВМЕСТЕ!
Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики. В России началась реализация Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения.
В соответствии с нормативными документами РФ к маломобильным группам населения относятся:
- Инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата (включая инвалидов, использующих кресла-коляски)
- Инвалиды с нарушение зрения и слуха
- Лица преклонного возраста (60 лет и старше)
- Временно нетрудоспособные
- Беременные женщины
- Люди с детскими колясками
- Дети дошкольного возраста
Барьерная (доступная) среда - это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.
Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жильё, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.
В настоящее время государственная политика нашей страны направлена на поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). А одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей из психического развития.
О доступности образовательных услуг для детей-инвалидов и детей с ОВЗ
В настоящее время МБДОУ 120 г. Пензы посещают дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды.
Дети с ОВЗ
группа | возраст детей | количество детей |
Средняя группа компенсирующей направленности | 4-5 | 12 |
Старшая группа компенсирующей направленности | 5-6 | 13 |
Подготовительная группа компенсирующей направленности | 6-7 | 14 |
Коррекционная группа | 4-8 | 10 |
Дети-инвалиды
группа | возраст детей | количество детей |
Младшая группа № 2 | 3-4 | 3 |
Старшая группа № 3 | 5-6 | 1 |
Подготовительная группа компенсирующей направленности | 6-7 | 1 |
Коррекционная группа | 4-8 | 1 |
Дети с ограниченными возможностями здоровья проходят обучение по адаптированной образовательной программе дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Дети-инвалиды участвуют в образовательном процессе на общих основаниях, выполняются ограничения в двигательной активности.
Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
СВЕДЕНИЯ О НАЛИЧИИ ОБОРУДОВАННЫХ ГРУППОВЫХ ПОМЕЩЕНИЙ
В учреждении оборудовано 20 групповых помещений, в том числе оборудованных для проведения практических занятий, занятий физкультурой, музыкой, средствами обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
В состав групповых ячеек входят: раздевальная (приёмная) (для приёма детей и хранения верхней одежды), групповая (для проведения игр, занятий и приёма пищи), спальня, буфетная (для подготовки готовых блюд к раздаче и мытья столовой посуды) (в 10 группах), туалетная (совмещенная с умывальной). Все группы оснащены необходимой мебелью, оборудованием, играми и игрушками в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, требованиями Основной образовательной программы и ФГОС ДО.
Для развития экологической культуры детей в каждой возрастной группе размещены центры озеленения с комнатными растениями, оборудование по уходу за растениями, красочные календари природы и погоды. Разнообразный иллюстрированный материал - альбомы, дидактические игры.
Группы оснащены необходимым материалом для экспериментирования: стол для игр с песком и водой, материалы для наглядного показа и детского исследования (глобусы, карты, макеты, иллюстрации, лупы, настольно-печатные игры), коллекции природных материалов.
В группах в зависимости от возраста детей, имеются разнообразные виды театров (трафаретный, настольный, теневой, кукольный), атрибуты, элементы костюмов для сюжетно-ролевых , режиссерских игр, игр - драматизаций. В группах раннего возраста и младших группах - центр театрализации и ряжения.
ОБЪЕКТЫ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ФИЗКУЛЬТУРОЙ
В детском саду созданы все условия для полноценной двигательной активности детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей. Для этого оборудован спортивный зал, в котором проводятся физкультурные занятия, физкультурные досуги, праздники и развлечения. Общая площадь физкультурного зала - 78,57 кв.м. Освещенность - естественная 5 окон, искусственная - 21 люминесцентный светильник.
В зале имеется стандартное и нестандартное оборудование и спортивный инвентарь, необходимые для ведения физкультурно-оздоровительной работы: физкультурное оборудование - гимнастическая стенка, гимнастическая доска, гимнастическая скамейка, стойки для прыжков; спортивный инвентарь - мячи, ленточки, палки гимнастические, кубики, погремушки, шнуры, скакалки, гантели, следовые дорожки, оборудование для профилактики плоскостопия и нарушения осанки.
Оборудование и инвентарь соответствует правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиегны и эстетики, СанПиН. Размеры и конструкции оборудования и пособий отвечают анатомо-физиологическим особенностям детей, их возрасту.
ОБЪЕКТЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Кабинет учителя-логопеда
В ДОУ созданы условия для проведения коррекционной работы с детьми. Оснащено 2 логопедических кабинета: Кабинет учителя-логопеда для:
- проведения диагностического обследования речевого развития детей дошкольного возраста.
- проведения индивидуальных занятий учителя-логопеда с детьми.
Оснащение кабинета: зеркало настенное с лампой дополнительного освещения, зеркала для индивидуальной работы, шкафы для хранения пособий, столы для детей, стулья детские, стол, стулья для работы учителя-логопеда с документацией.
Учебно-методические пособия:
а) для коррекционной логопедической работы;
б) для обследования интеллекта, развития памяти, внимания, мышления ;
в) картотеки: (атикуляционная гимнастика в картинках, пальчиковые игры, дыхательные упражнения и игры, наборы предметных картинок по лексическим темам, загадки, чистоговорки, скороговорки, упражнения на релаксации.
г) пособия и материалы: на развитие дыхания (свистки, дудочки, воздушные шары, вертушки, мыльные пузыри); на развитие мелкой моторики (шнуровки, пирамидки, пазлы, трафареты); по обучению грамоте (настенная азбука, кассы букв и слогов, предметные картинки на каждую букву, схемы артикуляции звуков, материал для звукобуквенного анализа и синтеза.
Музыкальный зал
Музыкальных залов в ДОУ 120 г. Пензы - два. Они предназначены для решения задач музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста. Здесь проводятся занятия, досуги, праздники, утренники и развлечения.
Музыкальные залы оснащены оборудованием: мультимедийное оборудование, пианино, музыкальный центр, учебно-методическими материалами.
Кабинет педагога-психолога
В кабинете педагога-психолога проводятся подгрупповые занятия по развитию познавательной и эмоциональных сфер развития воспитанников, диагностика психологической готовности ребенка к обучению в школе и консультации для родителей.
Деятельность педагога-психолога направлена на создание условий, способствующих охране психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию способностей каждого ребенка.